понедельник, 14 июня 2010 г.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

Место: Кашира, Московская обл., Россия
          В прошлый вторник (8 июня 2010) мне вновь занесло на самый юг Подмосковья - в город Каширу, который смотрит с высокого берега на стремительную полноводную Оку. Я давно ждал, что сложится повод и я вновь окажусь в этих необыкновенно красивых местах. Повод сложился, но не совсем так, как хотелось бы. В прошлую аналогичную поездку я оставил дома фотоаппарат, а теперь и оставлять было нечего - он до сих пор сломанный валяется. Но это еще пол беды. Нет так давно я влип... влип в очередную беговую травму.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          "в очередную" - так будет звучать справедливо, потому, что у меня подобное уже было. Но надо так же уточнить, что, вместе с этим, подобного давно уже не случалось.

... хромать дальше утиным шагом марш! ...

          О том, как я стал бегуном, я уже писал в блоге, но о всем же не напишешь. Но о некоторых важных вещах написать стоило бы... и стоило бы подробно, но - когда... (?) ... и приходится лишь упомянуть кратким образом.

          При всем, при том, что спорт и физкультура считаются вещами полезными для здоровья, всякий человек знает, что нет ничего хуже для того же самого здоровья, чем профессиональный спорт и битва за рекорды. Не так давно мы стали свидетелями множества смертей спортсменов, в том числе и очень молодых - то от передозировки допинга (что вообще нельзя ни в каких количествах), то от незначительных казалось бы ошибок потянувших за собой падение, столкновение, разрушение организма... Никто этому не удивляется, потому что за те огромные деньги, которые неверным светом освещают тупик в конце такого спортивного туннеля, есть желающие и душу дьяволу заложить, а не только мениск, позвоночник и основание черепа.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          Казалось бы, да ну его к лешему, такой спорт - будем заниматься лечебной физкультурой - плавать, прыгать бегать осторожно и в удовольствие. Но и тут кроется подвох: редко, очень редко найдется человек, который не станет соревноваться ни с кем на свете, даже с собой. И не станет радоваться своим достижениям, не захочет их превзойти... я таких не видел. Все к чему-то стремятся, а значит, человек - существо азартное. И я азартен. И Вы - хоть в небольшой степени, но способны увлечься процессом, захотеть продолжения, повторить игру, только с большим накалом глубины замирания дыхания... возможно ради этого мы и воплотились на этой планете в комплекте с физическим телом, что бы все это прочувствовать на своей физической шкуре, испытать и научиться уму-разуму на своем опыте, в том числе - на опыте знакомства с болью, лишения, превозмогания того и другого - необходимо нам это не только для физического, но и для духовного роста, а потому синяки - неизбежны, синяки - необходимы... но в меру, безусловно - в меру, не более.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          Вернемся теперь на пыльные проселочные грунтовки или шершавый асфальт по которому я испытывал себя на прочность в 2005-м - это был год больших изменений в моей жизни и мне было моря мало, что б напиться, всей атмосферы Земли не хватало надышаться. С 1992 по 2004 я не бегал и даже не думал - не думал те думы, которые были для меня смыслом жизни и руководством к действию. И вот теперь я пробуждался от подобия летаргического сна, мне казалось, что мне под силу все, в том числе и марафон пробежать - только вот потренироваться немного и вот он - марафон - легко покорится. Всюду, где я раньше ходил пешком, теперь я бежал и мне мало было. Утром на следующий день я едва поднимался с кровати - болело и ныло все, что вчера бегало, но я превозмогал это и размявшись вновь отправлялся бегом куда-то, куда требовалось прибыть по музыкальным или другим делам ...

          Вот так, однажды, проигнорировав заметную боль в правой стопе я вновь отправился бежать - сначала от дома до ж/д-станции (Подольск - я там жил тогда), прибыв в Москву - по всем ее закоулкам, где у меня были встречи, а вечером, возвращаясь домой, я вышел за две остановки до Подольска, на ст. Щербинка и думал добежать оставшиеся 10 км до дома. На первом же километре что резко дернулось в той больной стопе, заболело так, что я запрыгал на другой ноге боясь наступить на поврежденную... какое-то время я надеялся , что смогу это превозмочь, забегать болячку, но боль только усиливалась. Я давно уже перешел на шаг, но теперь уже и идти не мог, нога болела так, как будто ее пополам разрезали и я почти был уверен - сломалась, перелом...

          Я был ровно по середине между ст. Щербинка и ст. Силикатная. До той и другой было одинаковое расстояние и качество дороги - грунтовка, тропинка, коряги, канавы, щебенка ж/д-насыпи - было одинаковое, транспорт не ходил и предстояло как-то в таком состоянии преодолеть два с половиной километра. Почему-то, оправляясь в этот путь я не обратил внимания, что надвигается гроза. А она надвигалась и даже через жуткую боль в ноге раскаты грома, устрашающе-потемневшее небо, порывы ветра обращали на себя внимание. Значительный отрезок пути пришлось ковылять под молниями и проводами железной дороги - Ну я влип, живым вернусь ли? - такая мысль стучала в голове и синхронно отдавала где-то в тугом отяжелевшем кроссовке.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          Вернулся, как же иначе. Стискивая зубы дополз до станции, мокрым, с бешенными глазами ввалился в вагон, доехал до Подольска, втиснулся в автобус, оказался дома в конечном счете. Два дня я не вставал. На третий день я обратился в местный травпункт (очень не хотел идти к врачам - полиса нет, денег нет, доверия к ним тоже мало). Сделали рентген - нет перелома, а вот "Связки, батенька, Вы себе надорвали - лечитесь теперь, мазями мажьте. Бегать в ближайшие дни Вам противопоказано."

          Бегать было не только противопоказано, а даже невозможно. Почти невозможно, очень трудно, было в туалет сходить. И на полном серьезе опасался, что больше не смогу бегать вообще. Мои опасения усугублялись тем, что все остальное в моем теле (за исключением правой нижней оконечности) бегать хотело. И большее всего - сердце с мозгом. Они просто в трауре пребывали - у них отняли то, без чего им теперь было жить неинтересно.

          Два месяца из моей беговой жизни долой, но нога поправилась и стала крепче, а я - осторожнее, но осторожности никогда не бывает достаточно... или правильнее сказать - не бывает достаточно опыта, ведь в жизни постоянно сталкиваешься с чем-то новым, иммунитета по отношению к которому еще нет.

          Я усвоил, что если что-то болит, то лучше дать ему отдых, а не насиловать, не ломать. Это должно бы и ребенку быть понятно, да только не всегда найдешь границу, до которой еще все в порядке, а после которой - уже караул.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          Именно поэтому два года спустя я вляпался в другую неприятность - уже не такую острую, но тоже досадную. После преодоления 30-километрового пробега по ночной Москве, а надо заметить, что те 30 км дались мне с большим трудом и можно даже сказать, что авансом - должной подготовки к 30-ти километрам бега у меня тогда не было, я стал замечать, что бег мой утратил былую легкость и уже на первых километрах следующих пробежек у меня деревенела левая голень и в какой-то момент из-за тупой боли в левой ноге мне пришлось прекратить бег. Оно не болело уж очень сильно, и через какое-то время проходило и даже казалось, что прошло совсем, но стоило возобновить пробежки, как боль тут же возвращалась ровно так, как не уходила вовсе.

          Пришлось обратиться к спортивному врачу. Доктор выявил сразу несколько проблем. Во-первых, то, на что я в очередной раз нарвался называется воспаление надкостницы. Название грозное, но редкий бегун проходил мимо него - дело для бегунов обычное и почти неизбежное - все мы в той или иной степени далеки от идеала - говоря могучем русским языком - в той или иной степени криво склепанные. А значит вся кинематическая нагрузка на мышцы, связки, кости у нас не всегда осуществляется правильно и что-то порой наружается сильнее, чем надо, а что-то при этом недогружается. У меня имело место плоскоспопие, но несколько непривычного типа - скрученная стопа, так сказать. В результате этого незаметного на глаз искривления одна из связок постоянно нагружалась сильнее, чем другие. И это бы мне сошло с рук, но познав бег на длинные дистанции я не познал в то время важные правила - ни в коем случае нельза бегать без разминки и, что еще важнее, нельзя прекращать бег, не растянув вновь все мышцы и связки до расслабленного эластичного состояния. Я этого не знал. Я этого не делал и после пробежек мои мышцы оставались забитыми, нерасслабленными и продолжали тянуть свою лямку, как если бы я все еще бежал. Мышцы тянули связку, связка пыталась вытянуться из надкостницы, где она крепилась к кости и именно там произошло незаживающее воспаление, которое дремало, пока я ходил, но тот час же напоминало о себе если я вдруг начинал бежать.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          Доктор высказал ряд советов и рекомендаций. Прежде всего с такой травмой надо было продолжать бегать, правда без скоростных излишеств и сверхдлинных дистанций. Я даже получил рекомендацию поучаствовать в таком виде в ближайших соревнованиях. И поучаствовал - весьма успешно. Далее мне рекомендовалось немного скорректировать технику бега - она была уж очень жесткой и надо было приучить себя к более глубокой и мягкой амортизации. В третью очередь советовалось сменить кроссовки на более спортивные. Сделать к ним стельки корректирующие скрученность моей стопы. И далее - лечить очаг воспаления пиявками.

          Все последнее я делать не стал. Я решил не обзаводиться дорогими и специально-беговыми кроссовками. Я не стал заказывать ортопедические стельки под своё кривостопие и уж тем более я не стал обижать болотных кровососов. Ну как я, вегетарианец и пацифист (в значительной степени еще и пофигуист), буду участвовать в убиении пиявок! Нет - не мой путь.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          Я продолжал немного бегать - в пределах 10 км, значительно поработал над техникой бега и стал в обязательном порядке делать разминочно-заминочные упражнения.

          Через полтора месяца от моего воспаления надкостницы и следа не осталось.

          Мне тогда казалось, что теперь я настолько стрелянный воробей, что теперь можно вообще ничего не бояться бегом связанного. И конечно же я ошибался, потому что вскоре от бега по снегу и льду у меня разболелись связки вокруг коленного сустава и я вновь узнал, что есть еще много того, чего я не знаю. Ну а не далее как прошлой осенью меня сбила машина на пешеходном переходе во время пробежки - это ведь тоже так или иначе с бегом связано - бегун бежит в том же пространстве и времени, где другие пытаются проскочить на красный - тоже была вынужденная пауза, которая потом затянулась уже по организационно-концертным причинам - подготовка к концертам забирает то время, которое было бы отдано пробежкам.

          Но тот, то осознал себя бегуном, тот врядли сможет совсем отказаться от бега. И не потому, что это весело, здорово, приятно, а потому, что настоящий бегун бежит в большей степени не для себя, а для Богов взирающих на него с вершины седого Олимпа - вот именно они - Боги - ждут от бегуна новых побед и он никак не может отказаться от своего призвания, дарованного ему Богами - это можно и Кармой назвать - никуда от нее не деться.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          Именно в этих ощущениях и с этой энергетикой весной этого года (а всю зиму бегавши мало-мало и редко-редко) я решил вновь вернуться в образ бегуна, участвовать в соревнованиях. Большая часть московских стартов совпадала с моими концертами по датам, но Московский Полумарафон намеченный на 3-е мая не совпадал и я на него нацелился очень категорически. Правда я совсем не готовился к пробегу - было некогда. Решил бежать умеренно, как на тренировке.

          Конечно же было здорово вновь оказаться там, где давно не бывал - в огромной толпе тех, кто дышит и думает похожим макаром, кто тоже любит это дело и бежит туда же. Пробежался я вполне удовлетворительно - 1 час 37 мин 36 сек - на 21 км дистанции. И все во мне было в порядке - ничего не сломалось, ничего не заболело. Да и не с чего было. И было бы правильно сказать - молодец, теперь отдохни.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          Но в тот же день меня понесло в пеший поход еще на 30 почти километров и к концу дня я добился возмездия - левая голень гудела как ЛЭП. Я подумал, что это с непривычки и, я - отдохну, а оно - пройдет. И оно прошло, и вечером следующего дня я провел напряженную скоростную тренировку в рамках подготовки к очередному стадобегу нашего бегового клуба. Провел успешно, настолько что на следующий день волна адреналина понесла меня в длительный забег по незведанным просторам Царицыно, Орехово, Бирюлево... Об этом Вы кажется уже читали в блоге...

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          Я перетренировался - пол года бегал скромно и сдержанно и вдруг такие объемы и скорости... в итоге через день на Стадобеге я не показал ничего достойного и в своей группе прибежал предпоследним. А еще через пару дней я почувствовал уже знакомое тупое нытье, но теперь в правой голени - пробежав 4 километра по пути из дома в Типографию я вынужден был прекратить это занятие и далее перемещаться общественным транспортом. И на следующий день оно уже не прошло. И даже на послеследующий, когда в состоянии покоя было полное ощущение, что все в ноге в порядке, на первом же километре становилось ясно, что дело плохо и нога все больше и больше наполняется тупой болью, которая будет потом мучить меня весь вечер, а может и ночью не даст уснуть. Причем, ей, этой боли, было удивительно все равно - 10 ли километров я так проволочу копыта, километр ли, а может всего 100 метров - расплата придет одна и та же. Но теоретически бежать было можно. да - больно, да - некомфортно и без радости, но нога от этого не ломается и сильно хуже тоже не становится... я заработал воспаление надкостницы, но уже на другой ноге и немного в другом месте.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          Несколько дней я продолжал сдержанные пробежки, ночами потом не спал и верил что оно сдастся и уйдет. И я не знаю, сколько бы мне еще с ней предстояло тягаться в этом не очень приятном споре, но на мое счастье одна очень хорошая бегунья - Татьяна Шалимова - подсказала мне мазь, которой стоило бы помазать ногу. И я впервые обратился к медикаментозному лечению.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          Мазюка действительно оказалась хорошая - вонючая в меру и приносящая облегчение. Несколько дней я мазался, но не бегал - не мешал лекарству, но зато много и быстро ходил - это было моим спасением, ведь сердечно-сосудистая система бегуна очень и очень нуждается в значительной физической нагрузке и если не пробежал в день хотя бы километров пять, тоже не уснешь - уже не потому, что болит, а от того, что бегать хочется... а нельзя...

          И вот день за днем я по возможности выхаживал десятки километров в самом высоком темпе. Я проходил от центра Москвы к окраинам, Делал вокруг дома круги почета по 15 километров - больная нога проявляла к этому полное равнодушие - не болела никак.

          И вот я собрался в Каширу.

          Кашира - это Павелецкое направление. Наиболее удобная станция, что бы сесть на электричку до Каширы - "Бирюлево-Товарное". Я почему-то долгое время считал, что это в шести километрах от моего дома. Руководствуясь расписанием поездов я отправился к станции пешком из своего 16-го мкр Чертанова. Со скоростью 6 км/час я должен был дотопать за час ровно, но электричка могла прийти раньше и я пер изо всех сил. Правда, случилось одно обстоятельство, которое заставило меня притормозить, хоть и непродолжительное, но заставило прийти на станцию чуть позже.

          Мой путь пролегал небольшим участком по парковой зоне вдоль прудов, где живут лягушки, утки, выдры и прочая выхухоль. То, что там все это живет, не было секретом. Секрет был в другом - откуда оно там берется? И - как?

          Я миновал низину с прудами, вышел на Кировоградскую улицу и когда был уже более чем в полукилометре от парка, встретил удивительную процессию: По пыльному, горячему от солнечных лучей тротуару, в двух метрах от яростного автомобильного движения и между пешеходами Мама-Утка вела свой выводок в направлении водоема. Утята (клювиков пять-семь) гурьбой семенили следом, а утка демонстрировала беспримерную храбрость и отвагу. Тротуар прерывался подъездными проулками. Здесь недавно прошел ремонт дороги и бордюр был высокий - сантиметров двадцать, а утята - маленькими и желто-зелено-пушистыми - едва больше куриного яйца каждый.

          Попрыгав вниз с бордюра - кто как - кто носом, кто боком - и встав опять на ласты, утята, ведомые смелой уткой подошли к тому месту, где отвесная стена бордюра была выше них в 4 раза. Утка легко вспорхнула наверх и остановилась там ждать пока малышня подрастет и научится летать. И вот тут мне пришлось задержаться, потому, что нельзя было недосмотреть то, как эти пушистые комочки будут штурмовать очередную преграду.

          Оказалось, что - очень умело. Не с первого раза, но совершая один отчаянный прыжок за другим, один утенок, другой и так за минуту все птенцы оказались наверху. Это было невероятно - у них не было перьев и их маленькие лапки полностью утопали в желто-зеленом пуху на брюшке, но прыти в них было кажется больше чем у меня - хромого доходяги.

          В отдалении за утятами и уткой следовала женщина. Мне пришло в голову, что она так же как и я к птицам неравнодушна - какая-то ответственная черта ее лица бросилась мне в глаза и я понадеялся, что утята не пропадут - женщина поможет не попасть в беду. А беда теоретически была вполне вероятна, ведь для того, что бы попасть к ближайшему из озер, требовалось как минимум перейти через дорогу с очень плотным движением.

          Не будь рядом той женщины, я бы не поехал в Каширу, я бы так же на почтительном расстоянии пошел бы за утиной стаей, по крайне мере до перехода. Но жизнь разрешила оставить их и отправиться своим маршрутом и я вновь набрал темп.

          На станцию я прибыл за 53 минут пешего хода. Электричка была на походе и я едва не опоздал. Сам же был озадачен тем, что даже не взирая на утят как-то очень медленно и долго плелся. Рассчитывал двигаться быстрее.

          Прибыв в Каширу я при помощи ориентирования на местности, интуиции и все так же пешком отыскал Каширский Краеведческий Музей - до него автобус едет долго, ждать его не менее долго, а пешком и по прямой - всего-то минут двадцать.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          Три часа длилось рабочее собрание по поводу предстоящего городского культурно-массового мероприятия и моего концерта в его составе, после чего я был отпущен и мог дальше отправляться пешим ходом куда глаза глядят.

          Глаза глядели все туда же. И туда я уже ходил год назад. Захотелось вновь, но если в прошлый раз я добрался до соседнего города - Ступино - бегом, то сейчас я бег не планировал. Распрощавшись с Игорем Скляровым я потопал немного другой дорогой - не по самому берегу, а по крайним к Оке городским улицам и таким образом обошел болотистое место.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          Что бы мне совсем не стало горько и скучно я додумался надеть наушники и включить в плеере самое позитивное, что в нем было. Позитивная песня принадлежала творчеству латиноамериканской певицы Мари Клэр Дюбальдо и если случалась необходимость добежать куда-то самым быстрым образом, я включал эту песню и забывал о всем на свете, не чувствовал ни усталости, ни времени, пропадали другие цели и надобности, казалось я сам пропадал в этом мире и оставался видимым только богам внимательно следящим за моим бегом с высокой древней вершины.

Кашира - Ступино | Очередные похождения и проблемы

          Да. И я додумался сделать это вновь. Я не выдержал и куплета - меня понесло и как бы я себя не сдерживал, а ноги несли меня вдоль берега, я спускался, падал к воде, поднимался на возвышения, перепрыгивал через ручьи и кочки, взобрался на старый автомобильный мост и передрался на другой берег и вновь повернул к Соколовке. Прибрежные ивы и тополя тянулись редкими рощами и бежать под эту музыку у края обрыва было изысканным удовольствием...

          Разум вернулся ко мне через шесть километров. Был жаркий солнечный день и зной начал меня обезвоживать. Я вновь перешел на шаг, осмотрелся, нашел способ оптимизировать свой маршрут, что бы скорее попасть в город и купить питьё. Дальнейшее мое перемещение было пешим. Больше я не бежал - хватило и этого, но хватило без перебора. К моему удивлению, боль в ноге не проснулась. Мазь дала положительный эффект, в совокупности с паузой в беговой нагрузке.

          С вокзала в городе Ступино поезд привез меня обратно на платформу "Бирюлево-Товарное" и я добрался до дома пешком - уже не засекал время. Но выйдя в интернет и промерив этот участок по карте обнаружил, что в нем добрых 7 километров с утиным хвостиком.

          Признаюсь - всю обратную дорогу в поезде у меня не выходила из головы Мама-Утка со своим выводком. Я думал - добрались ли они до воды? Удалось ли им избежать нежелательных встреч с автомобилями, кошками, собаками? И откуда они взялись в асфальтовой пустыне из того направления, где подходящих водоемов для утиной жизни нет?

          С другой стороны меня восхищала их отвага и выносливость - Утке вполне по-силам пролететь десятки километров в беспосадочном режиме, она может пройти без остановки километр-другой, но желтоклювые комочки, помещающиеся на ладони вдвоем на этой дистанции выглядят великими героями. Мой путь в тот день - 33 километра - ничто в сравнении с их путешествием.




Поделиться

Поделиться в социальных сетях