понедельник, 31 июля 2017 г.

«Битцевская прямая» №50 - Полумарафон

Место: Битцевский лесопарк, Лисья Гора, Москва, Россия,

Вот и первый соревновательный полумарафон в моей новой беговой жизни, на который я зарегистрировался и в котором полноценно участвовал. И я даже надеялся показать достойный результат - достойный моей текущей готовности. Но на результат влияет масса причин и обстоятельств, над которыми мы порой не властны.

Для начала стоит рассказать о моих полумарафонах, в которых я так или иначе отличился.

Первый мой соревновательный полумарафонский забег состоялся 2 мая 2008 года. Мне была неизвестная тактика соревновательного прохождения дистанции 21 километр. И вообще соревновательный опыт был невелик - я лишь дважды успел поучаствовать в соревнованиях и оба они были 10 км по шоссе. Насколько полумарафон по шоссе труднее, чем 10 км, я не ведал. И быть может поэтому я немного перестраховался. А результат, между тем, оказался хорошим - 1 час 39 минут 36 секунд. И хотя некоторые из бывалых бегунов сказали мне, что уж полумарафон можно было бы бежать и быстрее, я был доволен своим участием. Все же гнать по шоссе в темпе из 5 минут на километр весь полумарафон - это вполне достойно для любителя, который сознательно бегает примерно год.

Немногим более месяца спустя я участвовал в кроссовом полумарафоне - это то, что сейчас называется трейл. 12 июня 2008 года, Битцевский полумарафон по весьма рельефной трассе со сложными спусками и подъемами и в то же самое время по довольно приличной жаре. Я не надеялся, что смогу хотя бы повторить достижение. Но пробежал на полторы минуты быстрее, чем удивил одноклубников. Времени-то для прогресса не было, а всем известно, что кросс - это существенно труднее и всегда выходит медленнее. У меня вышло наоборот. Значит, был резерв.

Сейчас я понимаю, что у меня еще была и склонность к легкому преодолению трейловых трасс - они мне больше нравятся (если не по болоту).

В том же 2009 году я достиг своего пика на полумарафоне - 1 час 31 минута 02 секунды - и этот результат мне не дает покоя по сей день, потому что дальше пошло все на перекосяк. Быть может я просто зазнался и был уверен, что раз удалось так быстро взлететь до результата "час-31" без особой подготовки, силовых, скоростных, интервальных тренировок, то и дальше оно будет легко получаться...

Но дальше получалось только в обратном порядке:

1 час 34 минуты, 1 час 36 минут, 1 час 37 минут, 1 час 40 минут, 1 час 45 минут...
... а потом и вовсе почти два года без соревновательного бега.

Нельзя сказать, что бегуну обязательно нужны соревнования. Бегуну надо иметь возможность бегать. Но если у тебя такая возможность есть, чего б тебе не выяснить свой уровень?

И вот я решил выяснить, зарегистрировался на 50-й забег «Битцевская прямая» в составе которого куча дистанций от 500 метров до 50 километров. И полумарафон, конечно же, тоже есть. А то, что пробег юбилейный, только добавляло актуальности участия в нем.

Но Вселенной на самом деле глубоко всё равно, что ты там задумал, и что это будет юбилейный забег. И как доказательство этой мысли явился прогноз погоды, предвещающий температуру до +33 градусов в тени в день проведения соревнования. И на карте выше Вы можете заметить, что больше часть трассы забега проходит вне тени.

Пришлось морально готовиться к худшему - что никакого рекорда не будет, что вообще не будет результата соответствующего уровню тренированности, но добежать до финиша необходимо.

С другой стороны, уже по причине собственной безответственности, на неделе перед соревнованием я явно перебегал - суммарный объем шести беговых дней (с пятницы по среду) составил 85 километров. Это для меня было много. И за двухдневную паузу (четверг и пятница) я не смог полностью компенсировать этот перебор - определенная усталость в ногах и функциональной системе организма продолжала ощущаться. Но не критично. Я не впал в депрессию от перетренированности, когда пропадает беговая мотивация, и не травмировался.

Меня мучил вопрос: как попасть на старт - это же в моих краях и в прежние времена я бы просто не торопясь, трусцой добежал бы эти 6 километров в качестве разминки. Но тут я выбрал более скромный вариант: добежать до ст.м. Новоясеневская (это 3 км от дома), доехать на метро до ст.м. Беляево (10 минут) и далее 1 км бегом до линии старта. Получилось 4 километра бега и я до сих пор не знаю, чем это лучше, чем просто 6 км от дома до старта. Зато я уже тогда точно решил обратно добираться своим ходом.

На месте старта я быстро получил свой номер, приколол его на футболку, которая была разработана для занятий серфингом, а не бегом в жару. И это была не самая лучшая идея. Вполне можно было разместить регистрационный номер на бампере трусов и бежать без футболки вообще. Так, между прочим и сделали некоторые другие бегуны. Но мне хотелось быть правильнее всех.

Оказалось, что времени до старта еще много и я успел хорошо отдохнуть от утренней разминки и даже заскучал без бега, что в какой-то мере было хорошо и добавило мотивированности. Потому, что, когда дали старт, я взял вполне привычный для себя темп и первый круг бежал вообще первым из числа тех, кто намеревался покорить полумарафон в самый жаркий день этого лета.

Стоит рассказать и о том, что непросто было уследить за тем, кто и на какую дистанцию в этот раз целился, так как стартовавшие очень скоро разделились. И вроде бы трасса одна, но что бы набрать правильное количество километров, на некоторых дистанциях к основному 5-километровому кругу надо было добавить одно или два "попугайских крылышка" по одному километру каждое. В частности, перед выходом на основной круг полумарафонцы должны пробежать километровую петлю, а марафонцы - две таких петли. А все остальные сразу убегали вдаль, и потом в этой путанице трудно разобраться - вот тебя кто-то обгоняет - это марафонец идущий на рекорд или полумарафонец, а может кто-то из тех, кто бежит 10, 15, 30 или 50 километров, кого ты уже обогнал на первом кругу, но он теперь берет реванш... и вот на этом я несколько прокололся.

Первый круг дался очень хорошо. Пробежав 6 км я даже не очень хотел пить но выпил маленький стаканчик воды из стратегических соображений. Но потом стало ощутимо жарче или просто я распробовал погоду. Я уже пил больше, выжимал на себя губку с прохладной водичкой и это возвращало мне силы. Но я много терял времени на пунктах поения-освежения. И меня стали настигать те бегуны, кого я оставил позади на первом круге. Я точно знал, что Юра Сластенников бежит марафон и его пропустить вперед не страшно и неизбежно. А вот меня обгоняет мужик в синей футболке - этот полумарафонец, но мне за ним уже не выстоять - он хорошо бежит в жару, а я что-то уже не очень. На третьем кругу меня обошел бегун в оранжевой футболке, который тоже был полумарафонцем и я не стал за ним цепляться, хотя жаль было терять второе место. А вот третье место хотелось удержать.

Преследователей было очень хорошо видно на разворотах. И я понимал, кто может обойти меня следующим. Но этот бегун в черной экипировке распознался мной как марафонец. И я не придал значения тому, что за 2 километра до финиша он, как бы извиняясь - со словами "Да - жарковато сегодня" поравнялся со мной и стал уходить вперед. Надо признаться, что в ту минуту у меня была единственная мысль: "Добежать бы живым". И я не стал цепляться за него. Быть может и зря. А может быть и правильно, потому, что на финишную борьбу у меня точно не осталось бы сил.

За 250 метров до финиша, уже потеряв того бегуна из виду, я стал ускоряться и бежал на финиш уже в состоянии зомби среднего уровня. Мое поле зрения сузилось на столько, что я даже не видел часов на финишной отметке. Но услышал, как мой результат объявила Лена Скоблина - 1 час 50 минут 03 секунды.

Мужик в черной футболке уже финишировал - оказался полумарафонцем. Его результат был лучше моего всего на 40 секунд. Смог бды я поднять собственный темп на 20 секунд на двух последних километрах? - Сильно сомнительно. И в каком бы состоянии я был бы на финише?!

Да - о состоянии: В какой-то момент меня начали покидать силы и я старался беспрестанно ходить, что бы выйти их этого пика усталости, когда организм старается завалить тебя на землю, чтобы ты немного полежал. Но я справился с этим, выпил 2 стакана кока-колы с апельсиновым соком и кажется стабилизировался.

Я оказался 4-м на полумарафонской дистанции из девяти бегунов штурмовавших её же в этот жаркий день - в верхнюю половину протокола я все же попал. И это хорошо. А вот 1 час 50 минут - это плохо. И всю неудовлетворительность результата немного извиняет температура, при которой проводился забег - было +30 градусов. Но все-таки это несерьезные отговорки. Я видел, что среди участников в этот день были такое, которые шпарили по "Битцевской сковородке", аки по осенней прохладе.

Лена Скоблина - организатор и главный судья соревнования - выдала нам четверым по медальке, по диплому, а трем победителям еще и по грамоте (за четвертое место грамоту не положено). Но мне, сам не знаю за что, Лена подарила юбилейную кружку с символикой 50-го забега «Битцевская прямая» и это был очень приятный подарок. Я так расчувствовался, что на групповой фотографии на меня страшно смотреть... а может это о перегрева?

К сожалению, я поспешил домой приходить в себя - я реально перегрелся и обезводился. И оставаться здесь на солнце мне было чревато. И все же я пошел пешком, а не поехал на метро. В лесу на берегу речки Чертановки я нашел родник и набрал в кружку воды. Так и шел до дома отпивая воду из кружки мелкими глотками.

Весь остаток дня я пил чай и все никак не мог напиться. А утром прослулся с провалившимися щеками - это сколько же воды надо было потерять за 21 километр бега?! Но самочувствие было хорошим и на следующий день - в воскресенье - я протестировал себя пробежав 10,5 км под дождем. Получилось 49 минут 50 секунд - в среднем темпе 4 минуты 45 секунд на километр. Как-будто не бегал днем раньше по жаре полумарафон...

Возвращаясь к тебе пробега «Битцевская прямая» я должен упомянуть, что организован он прекрасно, его делает отличная слаженная команда, и просто побывать на этом мероприятии для меня большое удовольствие. Мне наконец удалось увидеть своих давних беговых друзей, с кем не виделся давно. И они меня вспомнили, узнали, а значит я немного, но все-таки еще бегун. И теперь дело за малым - не забрасывать тренировки, а результаты появятся.

В заключении куча фотографий от Андрея Седина, который в этот раз не бегал, а волонтерил и фотографировал нас:

Итог соревнования:

  • дистанция 21,1 км
  • время 1 час 50 минут 03 секунд
  • темп 5 мин 13 секунд / км

Поделиться

Поделиться в социальных сетях